Тампопечать - один из наиболее популярных методов персонализации промо- и других видов продукции. Это вид глубокой, непрямой печати, при которой логотип или другой макет переносится на изделие при помощи тампона – основного инструмента печати, по которому метод и получил свое название.
Стоимость зависит, как правило, от количества цветов и площади нанесения.
Вкратце технология тампопечати заключается в следующих этапах: на основании подготовленного макета нанесения выводятся пленки, которые засвечиваются на пластине, имеющей специальный фотополимерный слой, в результате чего получаем пластину-клише с углублениями, соответствующими логотипу (макету нанесения). Для каждого цвета нанесения изготавливается свое клише. Затем данная пластина-клише устанавливается на оборудование для тампопечати, на нее наносят краску, излишки которой убираются специальным ножом. Тампон под давлением опускается на клише, забирает краску по форме макета нанесения, и движется к изделию, установленному на том же оборудовании, опускается на него, оставляя оттиск по форме макета. Перенесенная краска проникает в структуру материала изделия, закрепляясь там. И мы получаем напечатанный логотип (или другой необходимый макет). Затем данное изделие снимается с оборудования, отправляется на сушку (необходимо некоторое время, чтобы завершился процесс полимеризации и закрепления краски на изделии) устанавливается новое изделие, тампон также возвращается к клише за новой порцией краски, и все повторяется.
Если цветов нанесения несколько, то выводятся несколько пленок, соответственно, и пласти- клише. После печати одного цвета, оснастка на оборудовании меняется, и наносится следующий цвет.
Сам тампон изготавливается из упруго-пластичного материала (часто – из силикона), благодаря малому коэффициенту смачиваемости данного материала, тампон "отталкивает" многие жидкости, включая краску, и соответственно, при соприкосновении его с другими объектами, легко отдает краску. Эта особенность полимерных тампонов дает нам возможность печатать на поверхностях различных материалов, имеющих неправильную форму, не имеющих гладкой поверхности, а так же на наклонных и вертикальных поверхностях.
- цвет Panton-а при печати можно получить только ориентировочный, это связано с тем, что пантонные веера созданы для офсетной печати, где на абсолютно белой бумаге наносят «чистый» цвет, соответствующий Pantone.
При персонализации сувенирной продукции мы, как правило, сталкиваемся с изделиями разных цветов и материалов, обладающих различными свойствами, в том числе отличающихся и степенью впитываемости наносимой краски.
На белых или неконтрастных цветах изделий выбранный цвет будет соответствовать цвету, заданному по раскладке Pantone в достаточно высокой степени (отклонение может составить максимум 10-20%). Для получения цвета, максимально близкого к цвету Pantone, на контрастных цветах и материалах с высокой впитываемостью краски, рекомендуем использовать белую подложку или же печатать в 2 удара/проката.
Если в логотипе есть мелкие линии, элементы, то подложку не всегда получится сделать, так как она делается несколько меньше логотипа, чтобы ее не было видно в конечном продукте. При двойном прокате же может быть заметен небольшой люфт при нанесении каждого из прокатов, что также нежелательно. Поэтому для логотипов, содержащих мелкие элементы рекомендуется или доработка логотипа, или же печать на поверхностях неконтрастных цветов на материалах с невысокой впитываемостью.
- так как изделие устанавливается в тампопечатный станок вручную, а также изделия в партии могут иметь незначительные отличия по размерам, то возможны небольшие смещения нанесения относительно краев изделия или других ориентиров. Люфт очень незначительный.
Также имеет место быть смещение одного проката краски относительно другого (так называемая «неприводка» красок), что связано с особенностями оборудования или особенностями изделия, когда его невозможно неподвижно зафиксировать на оборудовании. Обычно этот люфт – десятые доли миллиметра и он визуально крайне трудно не заметен, но если речь идет об очень тонких линиях и мелких элементах, то «неприводка» может быть видна.
- при размещении логотипа на неровных поверхностях с большим радиусом изгиба логотип может искажаться, например, «улыбаться». Особенно это нужно учитывать при размещении логотипа большого размера на конических изделиях (пластиковых кружках). В связи с этим рекомендуем делать логотип небольшим – не более 0,5*D, где D – это диаметр изделия в месте нанесения. Особенно подобны данные искажения на правильных геометрических формах – круге, квадрате и т.д.
- при печати CMYK-ом виден растр. Данная особенность связана с тем, что изображение раскладывается на 4 цвета: Cyan, Magenta, Yellow, Black и соответственно 4 краски накладываются друг на друга в виде растровой точки, а не целостной печати элемента, как при печати пантонами. В результате чего изображение кажется разбитым на мелкие пиксели, края, линии могут казаться «рваными».
При подготовке макетов для тампопечати необходимо учитывать следующие технологические требования: